Тарифы        12.12.2023   

Всё о звуковых картах. Выбираем звуковую карту для домашней студии звукозаписи Какая звуковая карта лучше

У всех владельцев музыкальных инструментов, как и поклонников ноутбуков, рано или поздно появляется желание расширить возможности своих устройств. В случае с ноутбуками все понятно — штатной звуковой подсистемы недостаточно для реализации качественного и объемного звучания.

Что касается музыкантов — как правило, им интересно экспериментировать с музыкой и желание подключить, например, электрогитару к компьютеру для записи собственных композиций — чем не повод для покупки внешней звуковухи. Владельцы ПК, кстати, тоже не всегда бывают довольны штатной звуковой картой с популярным кодеком от Realtek, и хотят от нее большего. А при наличии в системном блоке габаритной видеокарты, «саундкарту» пихать уже некуда.

Последнее время эта тема стала интересна и нашим читателям, так что мы решили выбрать лучшие внешние звуковые карты для разных задач, воспользовавшись рекомендациями наших инженеров из тестовой лаборатории. Ниже в материале мы представим вам несколько лучших на наш взгляд устройств и расскажем о каждом из них в подробностях.

Какую внешнюю звуковую карту выбрать?

Давайте сначала определимся: для каких задач покупается внешняя звуковая карта. Если вам нужно обрабатывать звук и заниматься звукозаписью — решение нужно искать в профессиональном классе устройств, а вот для организации акустической системы для получения хорошего окружающего звучания можно не гоняться за дорогостоящими моделями с приставкой Pro. В нашем обзоре преобладают доступные решения, но есть и варианты для профессионально работы со звуком.

При создании музыки в специальных программах важно, чтобы ваш ПК был оснащен как минимум 4 Гбайт оперативной памяти и звуковой картой с поддержкой драйверов ASIO.

Первое место: Creative Sound Blaster X7

Внешняя звуковая карта идеально подойдет геймерам и киноманам, которые хотят заполнить пространство вокруг себя впечатляющим звуком. Независимо от того, какое устройство вы к ней подключите, колонки 7.1 или наушники, звук будет мощным и чистым, особенно если использовать эту звуковуху в комплекте с колонками Creative E-MU XM7. Используя этот комплект, вы точно различите звучание всех музыкальных инструментов в треке на слух. Отличный вариант «все-в-одном» для геймера-меломана, который еще и не прочь почувствовать себя в роли звукорежиссера.

Звуковая карта получила ЦАП Burr-Brown PCM1794 на 127 дБ, обеспечивает вывод HD-звука в разрешении 192 кГц/24 бит - настоящий Hi-Fi-уровень. При этом звуковуха может одновременно выступать и в роли внешнего ЦАП (USB DAC), который работает автономно без участия ПК и способен подключаться к смартфонам по протоколу Bluetooth. поддерживает кодирование и декодирование aptX, что обеспечивает минимальные звуковые потери при передаче звука «по воздуху».

Цена: около 25 000 рублей

Второе место: Behringer U-Phoria UMC204

Одна из лучших звуковых карт в бюджетном сегменте, которая обеспечивает вывод хорошего и детального звука с динамичными басами. Выполнена она в прочном металлическом корпусе, поддерживает ASIO, одновременное подключение двух микрофонов или музыкальных инструментов. Правда, стоит учесть один нюанс: если вы покупаете внешнюю карту исключительно для прослушивания музыки, то следует учесть, что при ее использовании звук становится настолько ярче, что в некоторых металлических композициях может потерять свою «тяжесть».

Несмотря на доступную стоимость, относится к полупрофессиональным решениям, так что логичнее использовать ее в студийном режиме вкупе с соответствующим программным обеспечением для записи и микширования звука. Отметим, что каждый аудиовход оснащен предусилителем и фантомным питанием (48 Вольт), которое предусмотрено для работы с конденсаторными микрофонами. Разрешение звука составляет достойные 96 кГц/24 бит.

Цена: около 9000 рублей

Третье место: Steinberg UR242

Строгое исполнение внешней звуковой карты в металлическом корпусе придает ей стильный и классический вид. Девайс достаточно портативный, так что его смело можно брать с собой на выездные звукозаписи. Среди разъемов на борту расположились два линейных комбо-входа с фантомным питанием, два обычных линейных входа и выход на наушники. Все что нужно для большинства задач.

Гитаристы наверняка оценят наличие софтового микшера dspMixFx, DSP-эффекты для обработки звука и возможность игре на активных звукоснимателях. А поклонники “яблочной” продукции смогут воспользоваться возможностью автономной работы с планшетами Apple. Впечатлений добавляет высокое разрешение звука 24 бит/192 кГц. Кроме того, в комплекте с идет ПО для профессиональной работы со звуком: Cubase AI, Basic FX Suite и Cubasis LE.

Цена: около 13 000 рублей

Четвертое место: Focusrite Scarlett 2i2

Хорошая звуковая карта, которая потеряла несколько баллов из-за проблем с установкой драйверов. В этом отношении при покупке придется немного пошаманить: сначала установить первую версию драйверов с официального сайта, а потом устанавливать более свежии в поиске самых оптимальных для реализации качественного звучания.

Зато, если все пройдет успешно, от качества воспроизведения и звукозаписи вы будете в восторге. На борту два микрофонных предусилителя, ЦАП с разрешением звука 96 кГц/24 бит, переключатели линейного и инструментального режимов, ручки для управления усилением на каждый канал, с LED-индикацией, которая укажет на перегруз.

Качество сборки и аппаратная начинка звуковой карты на высоком уровне, а для ее использования потребуется относительно мощный ПК или ноутбук. Однако для профессиональной студийной работы мы ее покупать не рекомендуем. Лучше обратить внимание на более дорогостоящие аналоги.

Цена: около 9500 рублей

Пятое место: Native Instruments TRAKTOR AUDIO 6

Для звукорежиссирования и диджейских задач идеально подойдет профессиональная звуковая карта TRAKTOR AUDIO 6 от компании Native Instruments. Примечательна она своей простотой: никаких дополнительных настроек после подключения производить не потребуется. Кроме того, устройство заключено в прочный металлический корпус, который предохраняет ее от физических воздействий. Здешняя светодиодная подсветка не просто элемент дизайна. С практической точки зрения это очень грамотный ход, позволяющий работать со звуковой картой в условиях плохого освещения.


TRAKTOR AUDIO 6
обладает хорошим оснащением и позволяет подключать к себе до трех стереоисточников. В целом на карте три линейных выхода, разъем для наушников, USB интерфейс для подключения к ПК, порт для внешнего питания (карта может работать автономно). Установленные здесь преобразователи Cirrus Logic CS4270 обеспечивает поддержку разрешения звука вплоть до 24 бит/192 кГц, динамический диапазон 105 дБ, искажения+шум 87 дБ. А еще в комплекте с картой идет продвинутое диджейское ПО Traktor LE 2, предназначенное для микширования готовых треков.

Цена: около 20 000 рублей

Установленная внешняя звуковая карта для ноутбука USB даёт возможность значительно улучшить качество звука – тем более, что производители переносных компьютеров обычно не снабжают их качественными аудиосистемами.

Интегрированной карты обычно недостаточно для получения безупречного звука, а в простых моделях компьютеров иногда нечего даже рассчитывать на нормальное звучание аудиозаписи и разборчивую звуковую дорожку фильма.

Зачем нужна внешняя звуковая карта?

Принимать решение о покупке внешней звуковой карты следует в таких случаях:

  • при необходимости получить хороший звук на переносном компьютере. Проблему можно решить подключением аудиоколонок, но это увеличит только громкость звука, но не качество;
  • при выходе из строя основной, встроенной карты.

Особенности внешних моделей

Как правило, внешняя карта для воспроизведения звука представляет собой небольшое устройство размером с флешку или кардридер. Усиливает сходство и способ подключения к ноутбуку – через USB-вход.

Более дорогие модели достигают размеров внешнего жёсткого диска, а самые производительные имеют габариты, сравнимые с самим ноутбуком.

Возможности любой внешней карты включают:

  • усиление звука по сравнению со встроенной системой ноутбука;
  • подключение одного или нескольких микрофонов, наушников или аудиоколонок.

Функциональность более дорогих моделей включает кнопки громкости и индикаторы. Для топовых моделей характерно наличие различных разъёмов и интерфейсов, например, выходных аналоговых каналов и коаксиального выхода, хотя их размеры намного больше, чем у компактных звуковых карт.

Преимущества внешних звуковых карт заключаются в следующем:

  • резкое улучшение качества воспроизведения и, при выборе подходящей модели, записи аудио;
  • мобильность, позволяющая подключить внешнюю карту и к любому другому компьютеру – как стационарному, так и переносному. Также устройство часто подключается к планшету или телефону;
  • достаточно большой ассортимент моделей для того, чтобы выбрать и функциональное, и доступное по цене устройство;
  • простая настройка звука, в том числе громкость, тембр и басы с помощью кнопок на корпусе карты. На ноутбуке без внешнего звукового устройства это можно сделать только программным способом.

Для маломощных и старых ноутбуков карта позволяет снять нагрузку с процессора. Ведь из-за того, что обработка звука происходит с помощью внешнего устройства вычислительные мощности самого компьютера освобождаются. В результате техника меньше нагревается, а её работоспособность увеличивается.

Выбор карты

При выборе звуковой карты стоит рассмотреть несколько характеристик, зависящих от задач, которые должно выполнять устройства:

  • для домашнего использования достаточно одного аудиовхода и аудиовыхода. Для компактного домашнего кинотеатра – хотя бы двух. А при использовании в качестве профессионального устройства для записи звука стоит выбрать модель с 3–4 парами разъёмов, хотя она обойдётся дороже;
  • разрядность звуковой карты должна быть не меньше 24 бит;
  • соотношение параметров сигнала и шума – на уровне 100–114 дБ;
  • для работы с музыкальными инструментами требуется интерфейс, позволяющий подключение этих устройств.

Желательно, чтобы внешняя карта поддерживала стандарт звучания Digital Theater System или Dolby Digital, позволяющие считывать многоканальные аудио и видеодорожки – это может быть важным при просмотре фильмов.

Поддержка протокола передачи аудио ASIO необязательна, но позволяют увеличить удобство профессиональной работы со звуком.

Технология EAX может обеспечить звуковые эффекты окружающей среды, что станет неплохим преимуществом для игрока, использующего игровые приложения с многоканальным звучанием.

Самый выгодный вариант

Звуковая карта типа Dynamode C-Media 108 (7.1) может стать отличным выбором для получения качественного звука.

Плюсы модели – компактность, простоту использования, прочный корпус и минимальная стоимость (около 300 руб.), а среди минусов – сравнительно небольшая функциональность. Такую звуковую карту стоит купить для ноутбука, у которого сломалась встроенная карта для воспроизведения звука. С её помощью вполне можно подключить аудиосистему 7.1 – звучание будет лучше, чем при включении в обычный разъём, но не таким качественным, как при использовании более функциональных моделей.

Карта для портативного домашнего кинотеатра

Преимущества внешнего звукового адаптера ASUS Xonar U7 заключаются в следующих характеристиках:

  • наличие, кроме обычных разъёмов типа мини-джек для наушников и микрофона, ещё и восьмиканального аналогового выхода, улучшающего звук для аудиосистемы домашних кинотеатров;
  • полное соответствие всем параметрам для хорошей звуковой карты – звук 24 бит/192 кГц и отношение сигнал/шум на уровне 114 дБ, диапазон сопротивления до 150 Ом;
  • простота подключения и настройки.

Стоимость этой карты, которую можно назвать неплохим вариантом для любителей просмотра фильмов с хорошим качеством, не превышает 3000 рублей.

Игровая карта

Любители поиграть в игры, где качество звука настолько же важно, как и параметры видео, оценят возможности модели Bahamut.

Эта внешняя карта от компании Thermaltake работает и с Windows, и с MacOS, отличается привлекательным внешним видом и наличием на корпусе кнопок для включения и выключения подключаемых устройств (наушников, микрофона, колонок).

При подключении карты обязательно установить драйвера (идут в комплекте), а в процессе использования – своевременно их обновлять. Стоимость модели находится в среднем диапазоне – от 2500 до 3000 рублей.

Универсальный вариант

Неплохой вариант внешней звуковой карты со средней стоимостью представляет собой модель Creative Sound Blaster Play 2.

Несмотря на небольшие размеры, это устройство обеспечивает объёмный звук и позволяет практически без помех записывать аудио. Технология SBX Pro Studio даёт заметное усиление громкости по сравнению со встроенной картой и создаёт эффект 3D-звучания при использовании аудиосистем любого типа – от наушников до 7.1.

Среди других преимуществ карты – удобное управление через соответствующее приложение. При этом, на корпусе самого устройства нет никаких кнопок для управления звуком. Правда, отсутствие внешнего управления обеспечивает компактность, позволяя легко переносить Sound Blaster Play 2 с места на место. Стоимость гаджета в интернет-магазинах не превышает 2500 руб., однако можно найти варианты и за 1600 руб.

Карта для музыканта

Модель FOCUSRITE SCARLETT SOLO STUDIO 2ND GEN может стать отличным выбором для людей, связанных с музыкой и звукозаписью. Тем более что её небольшие размеры обеспечивают высокую степень мобильности, позволяя перемещать устройство вместе с ноутбуком или перевозить его в транспорте.

Устройство отличается:

  • высоким качеством воспроизведения и записи;
  • компактным и прочным металлическим корпусом;
  • стильным внешним видом;
  • совместимость с ноутбуками, работающими под управлением разных ОС;
  • возможностью одновременной записи с гитары и микрофона;
  • общим регулятором громкости для всех выходов (наушников и колонок);
  • комплектацией всеми необходимыми для записи устройствами – конденсаторным микрофоном, студийными наушниками и соединительными кабелями.

Кроме этой модели, существует немало других интересных вариантов для записи и воспроизведения звука. Однако по соотношению стоимости и возможностей этот можно назвать одним из лучших и доступных по цене. Купить его в сети можно примерно за 20–22 тыс. руб.

Запуск и отключение карты

Для подключения внешней карты не потребуется много времени. Достаточно просто соединить устройство с ноутбуком (с помощью кабеля или просто вставить в USB-вход). Далее необходимо подождать определения ноутбуком внешней карты и автоматической установки драйверов, и только потом подключать к ней наушники, микрофон или колонки. Если система не находит нужное программное обеспечение в своей базе или устройство требует использования только своих программ, их устанавливают с диска или с официального сайта производителя.

Совет: для воспроизведения качественного звука желательно, чтобы разъём поддерживал технологию USB 3.0. И, если ваше устройство имеет два варианта USB-входов (2.0 и 3.0), следует выбрать для подключения карты именно второй.

Возможные проблемы

При установке внешней звуковой карты на ноутбук могут возникнуть следующие неполадки:

  1. Ноутбук «не видит» устройство;
  2. Карта установлена, но звук не воспроизводится.

Решить первую проблему поможет переустановка в следующий USB-разъём (если карта будет работать, значит, причина неисправности – неработающий вход) или подключение к другому компьютеру. Если это не помогло вернуть работоспособность карты, стоит переустановить её драйвера (скачав из сети или диска, идущего в комплекте с оборудованием). Последний способ позволяет справиться и со второй проблемой. Невозможность запуска внешней звуковой карты может свидетельствовать о её неисправности или заводском браке.

Всякому человеку для работы нужен инструмент. Так уж получилось, что разумным человек начал называться именно с момента применения инструмента для какого-либо вида деятельности (формулировка хромает, но в целом это так). Собственно, любой музыкант, будучи человеком разумным, должен уметь хотя бы в какой-нибудь степени владеть музыкальным инструментом. Однако в рамках данной статьи речь пойдёт не о музыкальном инструменте в привычном понимании (гитара, фортепиано, треугольник…), а об инструменте, который в дальнейшем необходим для обработки звукового сигнала. Речь пойдёт об звуковом интерфейсе.


- Блажко Сергей Владимирович , мастер техники и технологии в направлении информатика и вычислительная техника.

Теоретическая основа

Оговоримся сразу, звуковой интерфейс, аудио интерфейс, звуковая карта – в рамках изложения являются контекстуальными синонимами. В общем, звуковая карта – это некое подмножество звукового интерфейса. С точки зрения системного анализа, интерфейс – это нечто , предназначенное для взаимодействия двух и более систем. В нашем случае, системы могут быть примерно такими:

  1. звукозаписывающее устройство (микрофон) – система обработки (компьютер);
  2. система обработки (компьютер) – звуковоспроизводящее устройство (колонки, наушники);
  3. гибриды 1 и 2.

Формально, всё что необходимо простому человеку от звукового интерфейса – это снять данные с устройства записи и отдать их компьютеру или наоборот, забрать данные из компьютера, отправив их на устройство воспроизведения. Во время прохождения сигнала через звуковой интерфейс производится специальное преобразование сигнала для того, чтобы принимающая сторона смогла в дальнейшем этот сигнал обработать. Устройство воспроизведения (конечное) так или иначе воспроизводит аналоговый или синусовый сигнал, который выражается в виде звуковой или упругой волны. Современный компьютер работает с цифровой информацией, то есть информацией, которая закодирована в виде последовательности нулей и единиц (говоря более точным языком, в виде сигналов дискретных полос аналоговых уровней). Таким образом, на звуковой интерфейс накладывается обязательство по преобразованию аналогового сигнала в цифровой и/или наоборот, что собственно и является ядром звукового интерфейса: цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП и АЦП или DAC и ADC соответственно), а также обвязка в виде аппаратного кодека, всевозможных фильтров и пр.
Современные ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр., как правило, уже имеют встроенную звуковую карту, что позволяет записывать и воспроизводить звуки, при наличии устройств записи и воспроизведения.

Тут-то и возникает один из самых часто задаваемых вопросов:

можно ли использовать встроенную звуковую карту для звукозаписи и/или обработки звука?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен.

Как работает звуковая карта

Разберемся, что же происходит с сигналом, который проходит через звуковую карту. Для начала, попробуем понять, как же цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Как сказано ранее, для подобного рода преобразования используется ЦАП. Не будем вдаваться в дебри аппаратной начинки, рассматривая различные технологии и элементную базу, просто обозначим «на пальцах», что же происходит в «железе».

Итак, у нас имеется некая цифровая последовательность, которая представляет собой звуковой сигнал для вывода на устройство.

111111000011001 001100101010100 1111110011001010 00000110100001 011101100110110001

0000000100011 00010101111100101 00010010110011101 1111111101110011 11001110010010

Здесь цветами помечены закодированные маленькие кусочки звука. Одна секунда звука может быть закодирована различным количеством таких кусочков, число этих кусочков определяется частотой дискретизации, то есть, если частота дискретизации составляет 44.1 кГц – то одна секунда звука будет разделена на 44100 таких кусочков. Количество нулей и единиц в одном кусочке определяется глубиной дискретизации или квантованием, или, попросту, разрядностью.

Теперь, чтобы представить, как работает ЦАП, вспомним школьный курс геометрии. Представим, что время – это ось X, уровень – это Y. На оси Х отмечаем количество отрезков, которое будет соответствовать частоте дискретизации, на оси У – 2 n отрезков которое будет обозначать количество уровней дискретизации, после чего, постепенно отмечаем точки, которым будут соответствовать конкретные звуковые уровни.

Стоит отметить, что реально, кодирование по указанному выше принципу будет иметь вид ломаной (оранжевый график), однако во время преобразования применяется т.н. аппроксимация к синусоиде, или попросту приближение сигнала к виду синусоиды, что приведет к сглаживанию уровней (голубой график).

Примерно так будет выглядеть аналоговый сигнал, который получается в результате декодирования цифрового. Стоит отметить, что аналогово-цифровое преобразование производится с точностью до наоборот: каждые 1/частота_дискретизации секунд снимается уровень сигнала и кодируется исходя их глубины дискретизации.

Итак, как работают ЦАП и АЦП разобрались (более-менее), теперь стоит рассмотреть какие параметры влияют на конечный сигнал.

Основные параметры звуковой карты

В ходе рассмотрения работы преобразователей мы познакомились с двумя основными параметрами, это частота и глубина дискретизации, рассмотрим их подробнее.
Частота дискретизации – это, грубо, количество временных отрезков на которые делится 1 секунда звука. Почему же для звукачей так важно иметь звуковую карту, которая способна работать на частоте выше чем 40 кГц. Это связано с т.н. теоремой Котельникова (да-да, опять математика).Если тривиально, то, согласно этой теореме, при идеальных условиях, аналоговый сигнал может быть восстановлен из дискретного (цифрового) сколь угодно точно, если частота дискретизации больше чем 2 частотных диапазона этого самого аналогового сигнала. То есть, если мы работаем со звуком, который слышит человек (~20 Гц – 20кГц) то частота дискретизации будет (20 000 – 20)х2 ~ 40 000 Гц, отсюда и де-факто стандарт 44.1 кГц, это частота дискретизации чтобы наиболее точно закодировать сигнал плюс еще чуть-чуть (это, конечно же, утрированно, поскольку этот стандарт задан компанией Sony и причины гораздо более прозаичны). Однако, как было сказано ранее, это в идеальных условиях. Под идеальными условиями понимается следующее: сигнал должен быть бесконечно протяжённым по времени и не иметь сингулярностей в виде нуля спектральной мощности или пиковых всплесков большой амплитуды. Само собой разумеется, что типичный звуковой аналоговый сигнал не подходит под идеальные условия, ввиду того, что этот сигнал конечен по времени и имеет всплески и уходы в «ноль» (грубо говоря, имеет временные разрывы).


Глубина дискретизации или разрядность – это количество степеней числа 2 определяющее на сколько интервалов будет делиться амплитуда сигнала. Человек, ввиду несовершенства своего звукового аппарата, как правило, ощущает комфорт в восприятии при разрядности сигнала не менее 10 бит, то есть 1024 уровней, дальнейшее увеличение разрядности человек вряд ли как-то ощутит, чего нельзя сказать о технике.

Как видно из вышесказанного, при преобразовании сигнала звуковая карта идёт на определённые «уступки».

Всё это приводит к тому, что результирующий сигнал не будет в точности повторять исходный.

Проблемы при выборе звуковой карты

Итак, инженер по звуку или музыкант (выберите своё) купил компьютер с новенькой ОС, крутым процессором, большим объёмом оперативной памяти со встроенной в материнскую плату звуковой картой которая распиарена производителем, имеет выходы для обеспечения 5.1 звуковой системы, ЦАП-АЦП имеет частоту дискретизации 48 кГц (это уже не 44.1 кГц!), 24 битную разрядность и прочее-прочее… На радостях инженер устанавливает ПО для звукозаписи и обнаруживает, что данная звуковая карта не может одновременно «снимать» звук, накладывать эффекты и тут же мгновенно воспроизводить. Звук пусть и получается весьма качественным, однако между моментом, когда инструмент воспроизведет ноту, компьютер обработает сигнал и воспроизведет пройдет определенное время или, говоря по-простому возникает лаг. Странно, ведь консультант из эльдорадо так хвалил этот компьютер, распинался про звуковую карточку и вообще… а тут… эх. С горя, инженер, идёт обратно в магазин, отдаёт купленный компьютер, доплачивает еще баснословную сумму, чтобы взамен возвращённого купить компьютер с ещё более мощным процессором, бо́льшим объёмом оперативной памяти, звуковой карточкой на 96 (!!!) кГц и 24 бит и… в итоге то же самое.

На самом деле, типовые компьютеры с типовыми встроенными звуковыми картами и стоковыми драйверами к ним, изначально не предназначены для того, чтобы в режиме, приближённом к реальному времени обрабатывать звук и воспроизводить его, то есть не предназначены для VST-RTAS обработки. Дело тут нисколько не в «базовой» начинке в виде процессор-оперативная память-жёсткий диск, каждый из этих компонентов способен на такой режим работы, проблема в том, что данная звуковая карта, порой, просто не «умеет» работать в режиме реального времени.
При работе любого компьютерного устройства ввиду разности в скоростях работы возникают т.н. задержки. Это выражается в ожидании процессором набора данных, которые необходимы для обработки. Помимо этого, при разработке как операционной системы, так и драйверов, а также прикладного ПО, программисты прибегают к т.н. созданию т.н. программных абстракций, это когда каждый вышестоящий слой программного кода «скрывает» всю сложность нижестоящего уровня, предоставляя на своём уровне лишь простейшие интерфейсы. Иногда таких уровней абстракций набирается десятки тысяч. Такой подход упрощает процесс разработки, но увеличивает время прохождения данных от источника к получателю и наоборот.

На самом деле, лаги могут возникать не только у встроенных звуковых карт, но и тех, которые подключаются через USB, WireFire (земля ему пухом), PCI и пр.

Чтобы избежать подобного рода лагов, разработчики используют обходные пути, которые позволяют избавиться от ненужных абстракций и программных преобразований. Одним из таких решений является всеми любимый ASIO для ОС Widows, JACK (не путать с разъёмом) – для Linux, CoreAudio и AudioUnit – для OSX. Стоит отметить, что у OSX и Linux всё отлично и без «костылей» как у Windows. Тем не менее, не каждое устройство способно работать с необходимой скоростью и требуемой точностью.
Допустим, что наш инженер/музыкант относится к разряду Кулибиных и смог настроить JACK/CoreAudio или заставить работать свою звуковую карту с ASIO-драйвером фирмы «народный промысел».
В лучшем случае, таким образом наш мастер уменьшил лаг с пол секунды до почти приемлемых 100 мсек. Проблема последних миллисекунд кроется ко всему прочему и во внутренней передаче сигнала. При прохождении сигнала от источника через интерфейс USB или PCI к центральному процессору, сигнал курирует южный мост, который собственно и занимается тем, что работает с большей частью периферии и непосредственно подчиняется центральному процессору. Тем не менее, центральный процессор – персонаж важный и занятой, поэтому у него не всегда найдётся время вот-прямо-сейчас обрабатывать звук, поэтому нашему мастеру придётся или смириться с тем, что эти 100 мсек могут «скакать» на ± 50 мсек если не больше. Решением данной проблемы может быть покупка звуковой карты с собственной микросхемой для обработки данных или DSP (Digital Signal Processor).

Как правило, большая часть всех «внешних» звуковых карт (т.н. игровых звуковых карт) имеет подобного рода сопроцессор, однако он весьма негибок для работы и предназначен по сути для «улучшайзинга» воспроизводимого звука. Звуковые карты, которые изначально предназначены для обработки звука имеют более адекватный сопроцессор, или, в граничном варианте, такой сопроцессор продаётся отдельно. Преимуществом использования сопроцессора является тот факт, что в случае его применения, специальное программное обеспечение будет обрабатывать сигнал, практически не используя центральный процессор. Недостатком такого подхода может служить цена, а также «заточка» оборудования для работы со специальным программным обеспечением.
Отдельно, хотелось бы отметить интерфейс сопряжения звуковой карты и компьютера. Требования тут достаточно приемлемые: для достаточно высокой скорости обработки будет достаточно таких интерфейсов как USB 2.0, PCI. Звуковой сигнал на самом деле не является сколь-либо большим объёмом данных, как, например, видеосигнал, поэтому требования минимальные. Однако добавлю ложку дёгтя: протокол USB не гарантирует 100% доставку информации от отправителя получателю.
С первой проблемой определились – большие задержки при использовании стандартных драйверов или большая цена за использование звуковой карты с адекватной задержкой.
Ранее мы определились, что добиться идеальной передачи аналогового сигнала не такая уж и простая задача. В добавок к этому, стоит упомянуть шумы и погрешности, которые возникают в процессе снятия/преобразования/передачи сигнала как данных, поскольку, если вспомнить физику, любой измерительный прибор обладает своей погрешностью, а любой алгоритм своей точностью.

Данная шутка очень показательна ввиду того, что на работу звуковой карты также влияет излучение расположенной рядом аппаратуры, вплоть до ультразвука, издаваемого центральным процессором во время работы. Ко всему прочему стоит добавить искажения в характеристику записываемого/воспроизводимого сигнала которые зависят от конечного устройства (микрофона, звукоснимателя, динамиков, наушников и пр.). Зачастую для маркетинга производители различных звуковых устройств сознательно увеличивают возможную частоту снимаемого/воспроизводимого сигнала, от чего у человека, который учил биологию и физику в школе возникает вполне осознанный вопрос «а зачем, если человек не слышит вне диапазона 20-20кГц?». Как говорится, в каждой правде есть доля правды. Действительно, очень многие производители лишь на бумаге обозначают более качественные характеристики у своего оборудования. Тем не менее, если всё-же производитель действительно сделал устройство, которое способно снять/воспроизвести сигнал в чуть большем диапазоне частот, о покупке данного оборудования стоит хоть ненадолго, но задуматься.
Дело вот в чем. Все прекрасно помнят, что такое АЧХ, красивые графики с неровностями и прочим. При снятии звука (рассмотрим только этот вариант), микрофон соответствующим образом его искажает, что характеризуется неровностями его АЧ-характеристики в пределах того диапазона, который он «слышит».

Таким образом, имея микрофон, который способен снять сигнал в стандартных пределах (20-20к) мы получим искажения лишь на этом диапазоне. Как правило, искажения подчиняются нормальному распределению (вспоминаем теорию вероятностей), с небольшими вкраплениями случайных погрешностей. Что будет, если мы при прочих равных условиях расширим диапазон снимаемого сигнала? Если следовать логике – то «шапка» (график плотности вероятности) растянется в сторону увеличения диапазона, тем самым сместив искажения за пределы интересующего нас слышимого диапазона.

На практике, всё зависит от разработчика оборудования и следует очень тщательно это проверять. Тем не менее, факт остаётся фактом.

Если вернуться к нашему железу, то, к сожалению, не всё так радужно. Аналогично заявлениям разработчиков микрофонов и динамиков, производитель звуковых карт также часто привирают относительно режимов работы своих устройств. Иногда для конкретной звуковой карты можно видеть, что она работает в режиме 96к/24бит, хотя на деле это всё те же 48к/16бит. Тут дело может обстоять в том, что в пределах драйвера звук действительно может быть закодирован с указанными параметрами, хотя реально звуковая карта (ЦАП-АЦП) не могут выдать необходимые характеристики и просто отбрасывают старшие разряды у глубины дискретизации и пропуская часть частот у частоты дискретизации. Этим в своё время очень часто грешили простейшие встроенные звуковые карты. И хотя, как мы выяснили для человеческого слуха вполне достаточно таких параметров как 40к/10бит, для обработки звука этого будет маловато из-за вносимых искажений в процессе обработки звука. То есть, если инженер или музыкант снял звук при помощи среднего микрофона или звуковой карты, то в дальнейшем с использованием даже лучших программ и железа будет очень проблематично вычистить весь шум и погрешности, которые были внесены на этапе записи. К счастью производители полупрофессионального или профессионального звукового оборудования подобным не грешат.

Последняя проблема заключается в том, что встроенные звуковые карты попросту не имеют достаточного числа необходимых разъёмов для подключения необходимых устройств. По факту, даже джентельменский набор в виде наушников, и пары мониторов будет попросту некуда подключить, а уж о таких изысках как выходы с фантомным питанием и отдельными регуляторами для каждого из каналов и вовсе придётся забыть.

Итого : первое что нужно определить для дальнейшего выбора типа звуковой карты – это то, чем мастер будет заниматься. Вполне вероятно, что для черновой обработки, когда нет нужды записывать в высоком качестве или для имитации «ушей» конечного слушателя может быть достаточно встроенной или внешней, но относительно дешевой звуковой карты. Также это может пригодиться для начинающих музыкантов, если им не лень разбираться с уменьшением задержек при real-time обработке. Для мастеров, которые занимаются исключительно офлайн обработкой, следует не заморачиваться в уменьшении задержек и акцентировать внимание на устройства, которые будут реально выдавать положенные им герцы и биты. Для этого не обязательно покупать сверх дорогую звуковую карту, в самом дешевом варианте может подойти более-менее адекватная «игровая» звуковая. НО, акцентирую внимание на том, что драйвера для таких звуковых карт пытаются улучшить звучание определенным образом, что недопустимо, поскольку для обработки необходимо получить звук как можно более чистый и сбалансированный с минимальным вкраплением драйверного «улучшайзинга».

Однако, если Вам, как мастеру, необходимо устройство, которое будет отвечать требованиям по качеству записываемого-воспроизводимого сигнала, а также по скорости обработки этого сигнала – тут придётся или доплатить, получив аппарат надлежащего качества или выбрать 2 чем можно пожертвовать: высокое качество, низкая цена, высокая скорость.

Прим. Ред.: Если вы музыкант, и не хотите разбираться во всех сложностях современной обработки — заказывайте сведение и мастеринг в нашей студии, и мы сделаем все необходимое, чтобы Вы получили качественный материал! ->

Материнские платы оборудованы интегрированной звуковой картой, но, к сожалению, она не всегда выдает качественный звук. Если пользователю нужно улучшить его качество, то правильным и оптимальным решением будет приобретение дискретной звуковой карты. В этой статье мы расскажем, на какие характеристики следует обратить внимание во время выбора данного девайса.

Сложность в выборе составляют разные параметры для каждого пользователя отдельно. Некоторым нужно только воспроизведение музыки, других же интересует качественное звучание. Количество необходимых портов так же меняется в зависимости от требований. Поэтому мы рекомендуем с самого начала определиться, с какой целью вы собираетесь использовать устройство, а потом уже можно переходить к детальному изучению всех характеристик.

Тип звуковой карты

Всего выделяется два типа звуковых карт. Самыми распространенными являются встроенные варианты. Они подключаются к материнской плате через специальный разъем. Такие карточки стоят недорого, в магазинах всегда большой выбор. Если вы хотите просто улучшить звук в стационарном компьютере, то смело выбирайте карту такого форм-фактора.

Внешние варианты стоят порядком дороже и их ассортимент не очень большой. Почти все из них подключаются по USB. В некоторых случаях невозможно установить встроенную звуковую карту, поэтому пользователям остается только приобретать внешнюю модель.

Хочется отметить, что встречаются дорогие профессиональные модели с типом подключения IEEE1394. Чаще всего они оборудованы предусилителями, дополнительными оптическими входами и выходами, аналоговыми и MIDI-входами.

Существуют и очень дешевые модели, внешне они больше похожи на простую флешку. Там имеется два разъема Mini-Jack и кнопки добавления/уменьшения громкости. Такие варианты чаще используются как временная затычка в случае отсутствия или поломки основной карты.

Редко встречаются модели, в которых для подключения используется Thunderbolt. Такие аудиоинтерфейсы отличаются высокой ценой и быстрой скоростью передачи сигналов. В них используются медные и оптические кабели, за счет чего достигается скорость от 10 до 20 Гбит/сек. Чаще всего подобные звуковые карты используют для записи инструментов, например, гитары и вокала.

Основные характеристики и разъемы

Есть ряд параметров, которые следует учесть во время выбора модели для покупки. Давайте разберем каждый из них и оценим его важность.

  1. Частота дискретизации . От значения этого параметра зависит качество как записи, так и воспроизведения. Он отображает частоту и разрешение преобразования аналогового звука в цифровой и наоборот. Для домашнего использования вполне будет достаточно 24 бит/48 или 96 кГц.
  2. Входы и выходы . Каждому пользователю необходимо разное количество разъемов в аудиоинтерфейсе. Данный параметр выбирается индивидуально, исходя из задач, которые будет выполнять карта.
  3. Совместимость со стандартами Dolby Digital или DTS . Поддержка данного стандарта звучания будет полезна тем, кто используется звуковую карту во время просмотра фильмов. Dolby Digital создает многоканальный окружающий звук, но при этом появляется недостаток, а именно происходит сильное сжатие информации.
  4. Если вы собираетесь подключать синтезатор или MIDI-клавиатуры, то удостоверьтесь, что необходимая модель оборудована соответствующими разъемами.
  5. Чтобы количество шумов было минимальным, нужно учитывать параметры «signal» и «noise ratio». Они измеряются в дБ. Значение должно быть как можно выше, желательно от 80 до 121 дБ.
  6. Если карта покупается для PC, то она обязательно должна поддерживать ASIO. В случае с MAC протокол передачи данных называется Core Audio. Использование этих протоколов помогает записывать и воспроизводить с минимальной задержкой, а также предоставляется универсальный интерфейс по вводу и выводу информации.
  7. Вопросы с питанием могут возникнуть только у тех, кто выбирает внешнюю звуковую карту. Она либо имеет внешнее питание, либо питается от USB или другого интерфейса подключения. С отдельным подключением питания вы получаете лучшую работу, так как не зависите от мощностей компьютера, а с другой стороны потребуется дополнительная розетка и добавится еще один шнур.

Преимущества внешней звуковой карты

Почему же внешние звуковые карты стоят дороже и в чем они лучше встроенных вариантов? Давайте разберемся в этом подробнее.


Лучшие производители и их ПО


Все компьютеры имеют интегрированный звуковой модуль, предназначенный для обработки аудио. Его технические характеристики не позволяют получить от прослушивания студийных записей или фильмов высокого качества всей глубины и реалистичности. Отдельная звуковая карта способна исправить недостатки встроенного аналога. Но широкий ассортимент затрудняет выбор необходимой модели устройства. Обзоры специалистов, видео, демонстрирующие работу оборудования, помогут правильно подобрать нужный вариант, который будет отвечать всем потребностям пользователя.

Большинство компьютеров и , поступающих в продажу, оснащаются , которая интегрирована в . Они обладают низкими параметрами для воспроизведения качественного и чистого звука. Для ценителей музыки или пользователей, желающих подключить типа 4.0, 5.1, 5.2 и т.д. для достижения эффекта присутствия во время просмотра фильма, данной звуковой карты будет недостаточно, так как возможности устройства не позволят это сделать. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации является приобретение оборудования, обладающего высокими техническими характеристиками.

Классификация звуковых карт

Основная задача, которая возлагается на — это обработка поступающего аудио сигнала. Данная продукция делится на два основных вида:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешние устройства подключаются к персональному компьютеру или через USB-порт или FireWire. Второй вариант устанавливается внутрь системного блока через разъемы PCI или PCIe в зависимости от модели материнской платы и самого оборудования. Цена на внутренние звуковые карты несколько ниже по сравнению с внешними устройствами. Но они чувствительны к качеству электрического тока, получаемого от ПК, и восприимчивы к негативному воздействию наводок. Все это может сказываться на чистоте воспроизводимого звука.

Внимание! Конструкция ноутбуков не предусматривает установку внутренней звуковой карты.

Не зависимо от типа исполнения устройства делятся на два вида:

  • для профессионального использования;
  • для бытовых потребностей.

Профессиональное оборудование отличается от домашнего тем, что имеет разъемы для подключения музыкальных инструментов: Jack 6,3 и XLR, а также встроенными фильтрами для более тонкой очистки звука. Также существует ценовое разделение этих устройств, которое делит их на три класса:

  • Бюджетный. Подобные устройства обладают самым низким качеством воспроизводимого звука. Имеют минимальный набор входов и выходов для подключения акустической системы.
  • Средний. Продукция этого сегмента обладает высокими техническими характеристиками для создания эффекта присутствия во время просмотра фильмов в формате 3D или Blu-ray. Они осуществляют преобразование аудио сигнала из цифрового формата в аналоговый вид во время воспроизведения, и обратно при выполнении записи без задержки и шумов. В комплект поставки может входить программное обеспечение для расширения возможностей по обработке звука.
  • Премиум. Оборудование этого класса воспроизводит звук высокой частоты и в основном используется профессиональными музыкантами. Его интерфейс позволяет подключить несколько устройств. Они имеют несколько регуляторов громкости, собственный эквалайзер. В комплектацию может входить специализированное ПО для профессиональной записи аудио.

Технические характеристики и критерии выбора

На современном рынке звуковые карты представлены в широком ассортименте от разных производителей, которые имеют большой модельный ряд своей продукции. Данное обстоятельство в значительной мере усложняет выбор необходимой модификации оборудования. При выборе устройства следует обращать внимание на следующие параметры: разрядность и частота дискретизации, интерфейс оборудования и поддерживаемые технологии.

Совет. При покупке внутренней звуковой карты рекомендуется выбирать устройство с разъемом PCIe, поскольку шина PCI морально устарела и в скором будущем выйдет из обихода.

Преобразователь сигнала

Звуковая карта оснащается так называемым центральным процессором. Он предназначен для цифро-аналогового преобразования (ЦАП) сигнала с последующим выводом на акустическую систему и аналогово-цифрового преобразования – при записи звука и сохранении данных на . От его частоты зависит скорость обработки потокового аудио сигнала. Устройство, имеющее 2 -3 ЦАП/АЦП способно одновременно обрабатывать несколько звуковых каналов.

Разрядность ЦАП

Данный параметр отвечает за качество обрабатываемого звукового сигнала во время записи или воспроизведении. Стандартным значением разрядности является 16 бит. В продаже может встречаться продукция с показателем в 8 бит, 24 бит и т. д. При использовании 16-ти битного устройства аудио воспроизводится с 65 536 уровнями громкости, а на 8-ми битном – 256. Соответственно, чем выше разрядность, тем лучше качество.

Частота дискретизации

Данный параметр устройства отвечает за качество фильтрации звукового сигнала перед его сохранением. Для создания аудио в формате стерео 2.0 частота дискретизации должна бить 44,1 кГц, что в два раза превышает порог слышимости человеческого уха. Данное значение принято стандартное и поддерживается всеми моделями звуковых карт бюджетного и среднего класса. Для просмотра фильмов в формате: DVD – 48 кГц, FullHD – 91 кГц, для передачи все полноты звука и создания эффекта присутствия параметр должен быть 192 кГц (студийная запись, воспроизведения видео 3D или Blu-ray необходимо 192 кГц).

Внимание! Звуковые карты, имеющие частоту дискретизации меньше 44,1 кГц, воспроизводят звук низкого качества, с наличием посторонних шумов.

Интерфейс

В зависимости от потребностей пользователя устройство может оснащаться разъемами для подключения разного оборудования: акустическая система типа 2.0, 4.0, 5.1, 5.2 (количество каналов), гнезда Jack 6.3 (музыкальные инструменты), оптические входы и выходы S/PDIF (передача информации без сжатия и ухудшения качества). Оборудование, имеющее MIDI-интерфейс предоставляет возможность подключения MIDI-устройств: клавиатуры, контролеры и т. д. Наличие Full Duplex разъемов обеспечивает одновременную запись и воспроизведение сигнала с нескольких каналов. На внешних картах могут располагаться регуляторы громкости для каждого канала, баланса.

Технологии

Звуковые карты в зависимости от своего класса поддерживают различные технологии, предназначенные для улучшения качества звука.

  • Dolby Digital – обеспечивает подавление электрических, электронных и механических шумов.
  • DTS Digital – создает объемное звучание и эффект присутствия, применяется для записи фильмов в формате 3D и Blu-Ray.
  • EAX ADVANCED HD – применяется при создании звуковых эффектов в играх, фильмах 3D и Blu-Ray для обеспечения максимальной реалистичности. За счет реверберации и отражения звуковых волн она создает виртуальный мир всего происходящего вокруг пользователя.
  • Протокол ASIO – обеспечивает оптимизацию передачи данных при работе с различными приложениями, тем самым повышая производительность компьютера.

Совет. Выбор устройства с поддержкой определенных технологий рекомендуется производить в зависимости от возможностей и технических характеристик акустической системы.

Основным критерием при выборе оптимальной модели звуковой карты являются потребности потребителя, исходя из которых, предъявляются необходимые требования. Количество различных разъемов, поддержка различных технологий и форм-фактор (тип исполнения) определяют класс устройства и его стоимость. Приобретая данное оборудование для , рекомендуется отдавать предпочтение тем модификациям, которые получают питание через USB порт, что повысит мобильность. Правильно подобранная продукция сможет обеспечить подключение требуемого оборудования, передачу звука высокого качества и глубины для создания реалистичности и полного присутствия.

Как установить звуковую карту в компьютер: видео